знание сила 2022 9

Знание-сила. 2022. № 9

Знание-сила. 2022. № 9

Пр-во:

Рассказывая Москву: к 875-летию города Город растет, развивается, эпохи наслаиваются одна на другую. События, люди, история - все это создает уникальный мозаичный и в то же время цельный образ города. "Москва... как много в этом звуке…" Столица. Научный, культурный, промышленный центр. Один из старейших городов нашей страны. Город, воспетый во многих произведениях - литературных, музыкальных, кинематографических. Центр притяжения и источник вдохновения. Город един, но у каждого он свой - театральный, музейный, научный, производственный, развлекательный, город детства и город новых начинаний. Любой город - соединение истории, сохраненной в летописях, документах, памяти людей, и зданий, расположенных неслучайно, связанных с определенным местом, временем, замыслами людей. Вместе - события прошлого и здания - отражают судьбу города, его биографию. История Москвы - давняя, интересная, насыщенная многими событиями, нередко трагическими. Становление государства, бунты от соляного до стрелецкого, захват поляками в смутное время, пожар 1812 года, обстрел Кремля большевиками в ноябре 1917-го, битва за Москву осенью 1941 года, попытка переворота в августе 1991-го и октябрьское противостояние в 1993-м. Самые важные для страны события, как правило, происходят в столице. А Москва оставалась ею даже тогда, когда энергией Петра Первого возникла другая - Санкт-Петербург. Появилась лишь приставка "старая", но всего на 200 лет. Родившись, каждый город живет. Он может расти, обновляться, а может застыть во времени. Москва возрождалась, расширялась, становилась год от года прекраснее - Кремль и Василий Блаженный, Манеж, Большой театр, дом Пашкова, Третьяковская галерея, московский модерн, здания в стиле конструктивизма… Но города - это не только здания и события. Это прежде всего люди, создающие облик и атмосферу города - от владетельных князей до мещан, от писателей до ученых, от архитекторов до строителей, от конструкторов до рабочих. У каждого из них была и есть своя Москва - любимый дворик, скамейка в парке, торговая улица, трактир, театр, музей. Город и его история подобны мозаичному панно: каждый его элемент самодостаточен и в то же время он - часть большой многоцветной картины, где каждый элемент связан с другими. В каждом из районов города можно увидеть наслоения эпох - церковь XVII века, а рядом прекрасный образчик конструктивизма, усадьба XVIII века соседствует со знаменитой сталинской высоткой, а в образцово-показательном микрорайоне, который Москва вобрала в 70-х, можно найти следы оборонительных сооружений времен Великой Отечественной войны. Город живет, развивается, меняется его облик, ритм. Но, как и прежде, Москва-река несет свои воды, связывая районы большого города, старые и новые. В рамках Главной темы, да и в рамках одного номера, невозможно рассказать обо всей Москве - слишком обширен материал. Но мы предлагаем вам, наши читатели, отправиться в небольшое путешествие по районам города и историческим эпохам.

298 Руб.

Знание-сила. 2022. № 01

Знание-сила. 2022. № 01

Пр-во:

5 января этого года исполнилось бы 90 лет со дня рождения Умберто Эко (1932-2016). Историк-медиевист, философ, романист, эссеист, публицист, популяризатор науки и проблематизатор стереотипов, человек энциклопедических знаний, он не сводился ни к одной из своих культурных ролей, но объединял в себе их все, и каждая из них помогала осуществляться всем остальным. Еще при жизни Эко было очевидно, что он изменил облик гуманитарного знания своего времени, а во многом - с чего, собственно, и началась его известность в нашей стране - и облик той самой массовой культуры, которой многие годы занимался как исследователь. Он сделал бестселлерами и предметом массового чтения сложные интеллектуальные романы, которые сам же и писал, и заинтересовал огромное количество современников в разных странах своим любимым Средневековьем - которым опять-таки занимался как исследователь всю свою жизнь. И это не просто мода, хотя он создал и ее: благодаря Эко множество студентов стали приходить на исторические факультеты университетов именно для того, чтобы сделать медиевистику своей профессией. В родной Италии Эко имел влияние на умы, превосходящее влияние многих (не всех ли?) политиков, и называли его там просто - Профессор. Сделанное им значимо сегодня независимо от того, в какой мере устарели сегодня его научные работы и с какой степенью опоздания и (не)полноты они у нас переведены (поверите ли - романы устаревают значительно медленнее, если вообще; наука - это деятельность, принципиально ориентированная на преодоление собственных результатов); независимо и от того, с каким скепсисом профессионалы в области лингвистики, истории, теории литературы, истории философии отнеслись к его поздним, 1990?х годов, книгам, в которых Профессор, отойдя от семиотики как таковой, занялся, по словам философа Яна Левченко, "границами самоопределения бытия через язык". Это значимо просто уже потому, что мы, читавшие Эко, благодаря ему стали другими. Он совершил поворот в культуре в целом. Эковорот. Как сказала сразу после его смерти литературный критик Галина Юзефович, "Умберто Эко - из числа тех писателей, которые удивительным образом растворились в культуре, стали ее почвой или, если угодно, воздухом: мы привычно оперируем его идеями и образами, о многих вещах говорим его словами - по сути дела, мы смотрим на мир его глазами, продолжая при этом считать все им созданное общественным, безличным, не принадлежащим никому конкретно. Подобно тому, как Пушкин (или Бродский) рассеялись в нашей речи, стали фактом русского языка, Эко рассеялся в нашем мышлении и стал тканью современной культуры". О том, как ему все это удалось, как была устроена его работа и что сделанное им значит для нас сегодня?- Главная тема этого номера.

496 Руб.

Знание-сила. 2022. № 5

Знание-сила. 2022. № 5

Пр-во:

Зеленая энергетика - где мы будем послезавтра? Материалы Главной темы готовились в феврале текущего года. За прошедшее время произошли быстрые изменения в энергетической сфере, прежде всего на рынке газа и нефти - обозначилась тенденция к росту цен на углеводороды. Серьезную роль играют чисто политические мотивы. В частности, Европейская комиссия представила в марте проект плана по ускоренному отказу от российских энергоносителей. Документ нацелен в первую очередь на снижение зависимости от российского газа (на две трети до конца 2022 года). Это еще более обостряет вопрос о необходимости перехода на альтернативные источники энергии. Важные решения будут приниматься правительствами и межправительственными организациями в ближайшие месяцы. Поговорим о "зеленой энергетике". Человечество, несомненно, перейдет к ней. Если мы, жители Земли, этого не сделаем, рискуем вымереть. Вопрос, - в какие сроки человечество осуществит такой переход? И сколь согласованно? Ведь на земном шаре теснится 195 государств, отличающихся и по численности населения, и по территории, и по степени вклада в загрязнение земной атмосферы. Пример быстрого снижения выбросов углекислого газа в атмосферу решили показать страны Европейского союза. Ставка была сделана на возобновляемые источники энергии - прежде всего, ветер и солнечный свет. Есть еще энергия воды, но далеко не везде можно построить гидроэлектростанции и приливные электростанции. По всей Европе стали подниматься громадные ветрогенераторы, появляться обширные поля с панелями солнечных батарей (отдельная тема для разговора - высокая стоимость, материало- и энергоемкость, значительный углеродный след производства, высокая стоимость обслуживания, чрезвычайно дорогая утилизация - обо всем этом не стоит забывать). Ветряная электростанция мало загрязняет окружающую среду (правда, из-за ветряков гибнут птицы и летучие мыши) и не требует значительных эксплуатационных расходов, в то время как недостатками остаются высокая стоимость станций и непредсказуемость генерации, то есть зависимость от ветра. К 2050 году суммарная мощность ветряных электростанций в 20 раз превысит показатель 2010 года. Этот рост напрямую связан со снижением стоимости строительства ветряных электростанций, в том числе с укрупнением и удешевлением ветрогенераторов, а также вспомогательного электрооборудования. В настоящее время энергия ветра является второй возобновляемой технологией производства электроэнергии, уступая только гидроэнергетике. Солнечная энергетика, прежде всего - гелиотермальная, связанная с нагреванием поверхности, поглощающей солнечные лучи, и соответствующим использованием тепла (фокусирование солнечного излучения на сосуде с водой или солью для последующего использования нагретой воды для отопления, горячего водоснабжения или в паровых электрогенераторах). Недостатки: зависимость от погоды и времени суток; сезонность в средних широтах и несовпадение периодов выработки энергии и потребности в энергии, приводящие к необходимости аккумуляции энергии. Помимо прочего, высокая стоимость конструкции, связанная с применением редких элементов (к примеру, индия и теллура). Есть еще один вид солнечной энергетики - станции, применяющие фотоэлектрические элементы, которые напрямую преобразуют энергию солнца в электричество. Фотоэлектрические модули и массивы производят постоянный ток, который при необходимости преобразуют в переменный. Они могут применяться как локально, так и в виде мощных электростанций. Последние действуют, прежде всего, в США (12 станций, 9 из них в солнечной Калифорнии), а также в Объединенных Арабских Эмиратах, в Индии, Чили, Германии, Италии. Но стоимость таких электростанций достаточно высока. А зависимость от погоды не меньшая, чем у гелиотермальных. Казалось - бодрый пример другим странам Европой был подан. "Милости просим следовать за нами". Реальность внесла свои коррективы. К началу 2020-х годов стало ясно, что планы по полному переходу на возобновляемые источники энергии, а значит по отказу от углеводородных источников энергии - угля, нефти, газа - были чересчур оптимистичными. Суммарной мощности, которую способны обеспечить ветряная и солнечная энергетика, оказалось недостаточно для замены обычных теплоэлектростанций, да еще в условиях параллельного отказа от атомных электростанций в связи с их потенциальной опасностью. Призрак острого энергетического кризиса замаячил над Европой, что вынуждены были признать и руководители ЕС. После долгих обсуждений Европейская комиссия предложила несколько смягчить условия перехода к "зеленой энергетике" - включить газ и мирный атом в число "переходных" источников энергии. И этот переход не будет коротким: решение о строительстве новых теплоэлектростанций (ТЭС) на газе должно быть принято до 2030 года, а новых атомных электростанций - до 2045-го. Причем, новые ТЭС должны быть оборудованы системами улавливания выбросов. Похоже, в обратную сторону решила двинуться Япония, объявившая некоторое время назад о намерении построить 22 огромные угольные ТЭС. Первая из них мощностью 1,3 гигаватт уже на подходе. Решение правительства Японии вынужденное - страна после трагедии Фукусимы отказывается от атомных электростанций, а восполнять исчезающие мощности жизненно необходимо. О перспективах и сложностях перехода к "зеленой энергетике", о том, сколь можно отнести к ней современную атомную энергетику, о перспективах намного более чистой (по сравнению с атомной) термоядерной энергетики мы говорим в Главной теме настоящего номера.

288 Руб.

Знание-сила. 2022. № 10

Знание-сила. 2022. № 10

Пр-во:

В поисках дороги к звездам В минувшем сентябре мир отметил 165-летие мыслителя, ученого, не только подарившего человечеству мечту о полетах в космос, но и предложившего технические решения для осуществления этой идеи. Речь о Константине Эдуардовиче Циолковском, которого по праву называют родоначальником космонавтики. Но Циолковский, мечтая об освоении космоса, думал в первую очередь не о решении технических проблем. Им владела идея выхода человечества за пределы Земли, освоения других планет - одна из ключевых идей космизма. Что такое космизм? Википедия дает следующий ответ: "Ряд религиозно-философских, мистических, художественных, эстетических и научно-футурологических течений начала XX века, объединяемых в одну общность на основании наличия в них представлений о человеке и человечестве как элементах, связанных в единое целое с космосом и развивающихся вместе с ним по неким общим закономерностям". Говоря о космизме, мы прежде всего имеем в виду русский космизм и Николая Федоровича Федорова (1829-1903), человека, который еще в XIX веке сформулировал его базисную идею: Мир (включая жизнь и человечество) есть закономерно эволюционирующая система. Космизм - весьма яркий феномен, объединяющий философскую, художественную, научную и техническую мысль. Он изначально был направлен в будущее, хотя, если быть честным, следует добавить - весьма отдаленное. Он оставил свой след в искусстве - во множестве произведений великого племени писателей-фантастов, в удивительных картинах художников-космистов, в удачных и неудачных кинофильмах самых разных режиссеров. Он подарил нам достижения космонавтики, развивающейся стремительными темпами. Вместе с тем космизм вызывает неоднозначное отношение в научной среде - есть его сторонники, есть жесткие критики. Мы решили представить обе позиции. Поэтому в рамках Главной темы вы сможете познакомиться с противоположными точками зрения на это явление. Более того, одно из направлений космизма - идея освоения человеком космического пространства - тоже вызывает разные оценки, что в полной мере отражено в материалах Главной темы. В споре может рождаться истина, хотя нередко каждая из сторон остается при своем мнении. Впрочем, в данном случае выбор за третьей стороной - за читателями.

298 Руб.

Журнал Знание-сила. № 2. 2022

Журнал Знание-сила. № 2. 2022

Пр-во:

"Бесконечное зеркало" реальности и мифов Два понятия определяют осознанное существование человека - мифология и символизм (в широком смысле слова). Наше восприятие окружающего мира - это бесконечное отражение одного в другом: реальности в мифах, а мифов в реальности. Уже в далекой древности люди начали задаваться вопросами "кто мы?", "откуда мы пришли?", "куда мы уйдем?". И, глядя на окружающий мир, животных, растения, вглядываясь в звездное небо, они создавали свою картину мира - мифические миры, в которых всему находилось свое место и объяснение. Человечество развивалось, возникали и разрушались великие империи. Менялось восприятие мира, менялась сама картина мира. Одни мифы остались в далеком прошлом, покрывающие, как прах, обломки цивилизаций. Другие дожили до наших времен, сохраненные в памяти народов. Но каждая эпоха порождает свою мифологию, которая зачастую переплетается с прошлой, и остается жить далее. С древнейших времен мифы были неким отражением действительности. Глядя на вполне реальные объекты - звезды - люди древности населяли небо целым сонмом богов, героев, антропоморфных, мифических существ. А затем мифы уже находили себе место в жизни людей, воплощаясь, в том числе, в литературных произведениях. Которые, в свою очередь, способствовали появлению новых мифов, уже на ином уровне. Статьи Главной темы - о специфически несходных между собой произведениях искусства - созданных в неодинаковые эпохи, в разных странах, иногда с диаметрально противоположными установками, но тем не менее симметричным образом определивших развитие общечеловеческой культуры. "Лебединое озеро" - несомненно, знаковая хореография - не только для своего времени, для 1877 года, но и для эпохи 1990?х годов. Роковой жребий мадемуазель Матильды Кшесинской и формирование ГКЧП - символические вехи нашей самобытной истории, которые мы сегодня - вопреки всему, через десятилетия после путча - все-таки в большой мере воспринимаем и осмысляем сквозь призму удивительной музыки Чайковского. Любопытно, что символ лебедя оказался знаковым для многих народов, исповедующих разные религии - об этом отдельный рассказ. Так, для народов Сибири и Дальнего Востока лебедь - одно из первых сотворенных существ, благодаря которому, в частности, была обретена твердь. Для ряда этносов Австралии, для якутов, монголов, зырян, лебедь - тотемное существо. Во многих культурах он остается актуальным поэтическим образом-мифологемой, связывающим верхний и нижний миры. Даже в алхимии лебедь - значимая фигура - символ второй стадии алхимического процесса - albedo (белое делание). Можно сказать, что Лебедь - олицетворение и символ души - общемировой и человеческой. Статья об Аполлоне и его священных птицах повествует о развитии культа поклонения Солнцу - источнику тепла и жизни - заставляя вспоминать об использовании солнечного символа в разные эпохи, в частности, в катастрофичный для человечества период - Вторую мировую войну. Символ, который оказался искажен, поруган - но, несмотря ни на что Аполлон - покровитель искусств и врачеватель - и сегодня не оставляет смертных, помогая им. Схоластика и средневековое богословие призывали идти к божественному творчеству, преодолевая немощь плоти, укрепляясь духовно ("Civitas terrena" Блаженного Августина). У Анри Бергсона - жизненный порыв творит, преодолевая материю и устремляясь в бесконечность. И в наше время скилл-арт магическим сиянием освещает нашу земную жизнь, заставляя отделять преходящее от нерушимого, истинное от ложного, свет от тьмы… "Слово о полку Игореве" - сказание о трагедии, братоубийственной вражде и любви к человечеству - оно и сейчас, спустя столько веков после его возникновения - по-прежнему приковывает внимание читателей, заставляя размышлять над мистическими загадками, которые оставил его неведомый создатель. Они влекут нас. Потому что за ними - наша история…

412 Руб.

Журнал Знание-сила. № 3. 2022

Журнал Знание-сила. № 3. 2022

Пр-во:

Борьба за космические ресурсы. Когда Жюль Верн во второй половине XIX века рассказывал о полете отважной группы исследователей на Луну, его современники воспринимали это как неуемную фантазию или весьма отдаленную перспективу. Но полет на естественный спутник Земли, описанный в 1865 году в романе "С Земли на Луну", стал реальностью чуть более, чем через 100 лет - в 1969?м, когда первые участники проекта "Аполлон" ступили на лунную поверхность. При том темпе развития науки, техники и технологий, какой имел место за этот период,?- срок совсем небольшой. С тех пор скорость появления новых открытий и технологий значительно выросла. Поэтому исследования в сфере космических ресурсов, которыми всерьез занялись во многих странах научные институты и конструкторские бюро, не следует воспринимать как нечто, нацеленное на очень далекое будущее. Гонка за космические ресурсы - ее вполне можно так назвать - вызвана насущными земными потребностями и реальными возможностями удовлетворить их в скором будущем. В любом случае, если в исследования космических ресурсов вкладываются значительные финансовые средства, причем, не только государственные - правительства и корпорации осознают необходимость таких затрат; если одна за другой возникают частные компании, занимающиеся космическими технологиями - это направление деятельности сулит хорошие перспективы. Разумеется, пока что не идет речь о строительстве шахт и рудников на других планетах, а тем более, в других звездных системах. Но и в ближнем космосе есть немало богатств, в которых крайне нуждается земная промышленность. Поскольку некоторые ресурсы на грани скорого исчерпания, а других всегда недоставало. Где же кроются эти ресурсы? Прежде всего, на Луне. А еще на астероидах, кометах, которые постоянно пролетают мимо Земли, порой создавая опасность столкновения с ней. Какие они, эти ресурсы, каковы их объемы, как извлечь их, можно ли переработать, прежде чем доставить на Землю? Над выяснением этого и работают ученые - астрономы и планетологи, специалисты по изучению Луны и малых небесных тел, физики, геологи, минералоги. Да, пока что добывать эти ресурсы невероятно дорого, но на то и нацелены усилия конструкторов, инженеров, технологов, чтобы такая добыча стала рентабельной. О том, что это за ресурсы, какова перспектива их добычи в космосе и успешного использования на Земле, расскажут материалы Главной темы.

496 Руб.

Журнал Знание-сила № 7. 2022

Журнал Знание-сила № 7. 2022

Пр-во:

Читая каменную летопись Палеонтология - наука, позволяющая нам хотя бы отчасти представить, каким был облик нашей планеты в далеком прошлом, какие животные населяли океаны и сушу. Глядя на окружающий мир, мы часто задаемся вопросом «А что было раньше, в прежние эпохи?» Человеку присуща любознательность. Это именно то, что заставляет одних - отправляться в неизведанные места в поисках новых, не открытых еще древних цивилизаций, других - штурмовать бастионы исторических хроник в стремлении докопаться до истины, а некоторых - участвовать в экспедициях, нацеленных на поиск фактов из геологической летописи Земли. Палеонтология - наука, обращенная к далекому прошлому. Она позволяет нам хотя бы отчасти представить, каким был облик нашей планеты сотни тысяч, миллионы и даже миллиарды лет назад, какие животные населяли тогда океаны и сушу. Она дает возможность исследователям выявлять закономерности и связи в изменении климата и природной среды в разные эпохи. Вместе с тем палеонтология позволяет заглядывать в будущее: делать предположения, как может измениться фауна и флора. Современная палеонтология использует богатый арсенал самых современных методов исследований: от компьютерной томографии, позволяющей узнать внутренне строение окаменелого черепа динозавра, до изучения изотопного состава эмали зубов, что дает возможность выяснить, чем питалось то или иное животное; от исследований палео-ДНК до компьютерного моделирования и использования Big data, что позволяет по-новому взглянуть на историю фауны вообще. Но методы классической палеонтологии тоже не теряют своей актуальности. И, в любом случае, без нового материала, собираемого во время экспедиций, дальнейшее развитие невозможно. (Хотя следует отметить, что иногда очень интересные находки делаются в хранилищах музеев при разборе давних коллекций). Впрочем, не стоит забывать и научное наследие предыдущих поколений палеонтологов, которое оказывает большое влияние на современные исследования. Речь не только о коллекциях, собранных десятилетия и столетия назад, но и о теоретических построениях и предположениях, подтвержденных современными работами. Что такое тафономия? Какие палеонтологические последствия имело трагически закончившееся путешествие к Северному полюсу на воздушном шаре? Что мы знаем о ранней истории жизни на Земле? На эти и другие вопросы вы получите ответы, прочтя материалы Главной темы номера.

298 Руб.

Журнал Знание-сила № 8. 2022

Журнал Знание-сила № 8. 2022

Пр-во:

Великое в разнообразии: сохраняя культурное наследие народов России 2022-й объявлен в нашей стране Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Каждый человек многомерен. Прежде всего он - представитель человечества, населяющего Землю, продукт длительной эволюции. На нашей планете есть разные континенты, которые приютили разные расы, и человек представляет ту или иную расу. Кроме того, он - гражданин или подданный какой-то страны, в которой исстари жили его предки. И, наконец, он - представитель одного из народов, живущих на Земле, связанных с какой-то страной. У него есть родной язык, на котором с ним от рождения говорили мать и отец, у него есть многовековая история его народа, традиции, материальные и нематериальные памятники, неразрывно связанные с этой историей. То, что зовется культурным наследием. И что дает возможность народу существовать. Культурное наследие - богатство народа. То, что определяет его самобытность. Что делает его особенным. Каждый народ на Земле особенный и заслуживает уважения. Культура России, в широком смысле этого слова, творится всеми народами, живущими в нашей стране. Мы, российский народ, берем друг от друга самое лучшее, самобытное и яркое. Искусство, литературу нашей страны невозможно представить без таких имен, как писатель Александр Куприн, скульптор Степан Эрьзя, поэты Белла Ахмадулина и Расул Гамзатов, композиторы София Губайдулина и Яков Эшпай, дирижеры Юрий Темирканов и Валерий Гергиев, и многих других. Являясь представителями разных коренных народов России, они создавали и создают общее культурное пространство, сотканное из множества национальных культур и традиций. Взаимопроникновение и взаимодействие культур рождает великое Искусство, но всегда остается шанс, что мы потеряем народные корни, этнические особенности, и черпать вдохновение будет негде. Необходимо сохранить фрагменты, из которых соткано общее полотно российской культуры, запечатлеть каждый момент, в котором отражается вечность. 2022?й объявлен в нашей стране Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. К сожалению, на страницах одного номера невозможно рассказать обо всем многообразии культурного наследия народов России. В рамках Главной темы наши читатели получат возможность познакомиться с историей некоторых народов Поволжья, малых народов севера Якутии, узнать о мифологии бурят. Стихотворение "Люди, годы и народы…" поэт космического звучания Велимир Хлебников завершает так: "В гибком зеркале природы Звезды - невод, рыбы - мы". В каждом народе присутствует внутренний космос, своя Вселенная. И ее надо беречь. Редакция выражает благодарность Межрегиональной общественной организации "Общество интеллектуальной истории" за помощь в подготовке материалов Главной темы номера.

298 Руб.

Журнал Знание-сила № 6. 2022

Журнал Знание-сила № 6. 2022

Пр-во:

"Трудом своим явил Россию он во цвете" Петр I коренным образом изменил исторический путь России, развернув его в сторону Европы. 350 лет со дня его рождения - значимая дата для российской истории. И хороший повод поговорить о жизни и делах первого императора Российской империи. Выдающийся российский историк Василий Ключевский так говорил о нем: "Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой: рука инстинктивно просилась за инструмент; ему все хотелось сработать самому. Охота к рукомеслу развила в нем быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял ее. Ранняя наклонность к ремесленным занятиям, к технической работе обратилась у него в простую привычку, в безотчетный позыв: он хотел узнать и усвоить всякое новое дело, прежде чем успевал сообразить, на что оно ему понадобится. С летами он приобрел необъятную массу технических познаний". Но при этом царь не был обучен цивилизованным манерам поведения, не воспринял их и в поездках за границу: "при всех брал жаркое с блюда прямо руками. Привычка обходиться за столом без ножа и вилки поразила и немецких принцесс за ужином в Коппенбурге. Петр вообще не отличался тонкостью в обращении, не имел деликатных манер". Если спросить первого попавшегося соотечественника о том, какой из российских царей самый яркий, запоминающийся, скорее всего, прозвучат два имени: Иван Грозный и Петр Первый. А на вопрос, правление какого из царей отметилось самыми радикальными изменениями в стране, высока вероятность услышать: Петра Первого. Хотя, кроме него, на эти лавры вполне может рассчитывать царь-освободитель Александр Второй. И все-таки Петр Алексеевич Романов, первый император Российской империи, занимает особое место - слишком он отличается и от своих предков, и от потомков. Царь-ремесленник, царь-мастеровой, прекрасно знавший плотницкое и кузнечное дело, умевший делать своими руками многое и не сторонившийся никакого труда. Царь-путешественник, побывавший не только во многих странах, но и объездивший почти всю Россию. "Петр был гостем у себя дома. Он вырос и возмужал на дороге и на работе под открытым небом. Лет под 50, удосужившись оглянуться на свою прошлую жизнь, он увидел бы, что он вечно куда-нибудь едет. В продолжение своего царствования он исколесил широкую Русь из конца в конец - от Архангельска и Невы до Прута, Азова, Астрахани и Дербента". Царь-воин, лично принимавший участие в целом ряде сражений. Царь-демократ, запросто общавшийся с людьми самого разного происхождения, ценивший в них прежде всего полезные умения. Он "запросто садился играть в шахматы с простыми матросами, вместе с ними пил пиво и из длинной голландской трубки тянул их махорку…". И при этом частенько проявлял себя деспотом: пускал в ход кулаки - доставалось даже любимцу царя Алексашке Меншикову; навязывал свои лекарские услуги, всерьез пугавшие приближенных; доводил до пытки хлебосольство, заставляя гостей сверх всякой меры напиваться плохо очищенной от сивухи водкой и танцевать до изнеможения. Он бесцеремонно вмешивался в личную жизнь подданных, насильно соединял или разъединял чьи-то судьбы - и попробуй откажись! Пожалуй, нет ни одной исторической личности, которая бы не вызывала противоречивые оценки ее деятельности. Слишком разные интересы действуют в каждую эпоху, слишком разные жизненные позиции и у современников, и у тех, кто пытается дать оценку с позиции прошедших лет или веков. А деятельность царских особ всегда вызывала особый интерес и у современников, и у потомков. Иначе и быть не может - в центре любой эпохи - личность царя, определяющая многое. Хотя и не всё. Поэтому и оценки деятельности Петра весьма противоречивые. Да, он "прорубил окно в Европу", отменил местничество, дал серьезный толчок технологическому и промышленному развитию России, положил начало возникновению в стране современной на тот момент науки. И в то же время, побывав в самых развитых тогда странах: в Голландии, Англии, Дании - не обратил внимания на иные условия жизни тамошних подданных, не задумался о том, что и в России стоило бы произвести какие-то социальные перемены: облегчить положение крепостных крестьян, дать больше свободы тем, кто, не будучи крепостными, не были по-настоящему свободными, в большей степени опираться на закон. Сколь это можно ставить в вину Петру? Где реальные пределы его возможностей? И как подвести итог его правлению?.. Это непростые вопросы. 350 лет со дня рождения Петра Первого - значимая дата для российской истории. И хороший повод поговорить о жизни и делах первого императора Российской империи. Этому разговору мы посвящаем Главную тему настоящего номера. "Трудом своим явил Россию он во цвете" из стихотворения Александра Сумарокова "К портрету государя Петра Великого".

288 Руб.

Журнал Знание-сила № 12. 2022

Журнал Знание-сила № 12. 2022

Пр-во:

Наука, технологии, просвещение: Политехническому музею 150 лет. Одному из старейших научно-технических музеев мира - Политехническому - 150! Полтора века, посвященные распространению научных и технических знаний, укоренению технологической культуры, служению на ниве просвещения. История Политехнического тесно связана с историей страны. Во время Первой мировой войны в музее был развернут лазарет для раненых, а еще действовал рентгенологический кабинет, которым пользовались все московские больницы. В 1930-х главной задачей музея стала идеологическая поддержка индустриализации. В годы Великой Отечественной войны музей, не прекращая выставочной деятельности, работал как пункт противовоздушной обороны и убежище. В шестидесятые, в пору оттепели, Большая аудитория Политехнического превратилась в место поэтических вечеров, пользовавшихся огромной популярностью у тех, кто желал перемен. Андрей Вознесенский писал в 1962 году: В Политехнический! В Политехнический! По снегу фары шипят яичницей. Милиционеры свистят панически. Кому там хнычется?! В Политехнический!.. Политехнический музей - наша гордость. Один из ведущих в мире музеев науки и технологий. Он стоит в одном ряду с такими передовыми научно-просветительскими центрами, как Музей науки в Лондоне, Немецкий музей в Мюнхене, Канадский музей науки и технологии в Оттаве, Музей истории науки в Оксфорде, Шанхайский научно-технический музей и другие. Музей был создан на основе фондов Политехнической выставки 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Основная цель - распространение естественнонаучных и технических знаний в широких слоях общества. Именно поэтому с самого начала отличительной особенностью Музея была не только демонстрация научных и технических достижений своего времени, но и популярное объяснение принципов их работы и общих законов природы. Процветание страны и общества в современном мире невозможно представить без научно-технического развития, основанного как на новейших исследованиях и достижениях, так и на знании научных завоеваний прошлого, понимании того, как устроена наука, как развиваются технологии и какую роль они играют в нашей жизни. На протяжении всей своей истории Политехнический музей всегда был популяризатором идей и решений, определивших путь научно-технического прогресса. Библиотека Музея, Лекторий, Научные Лаборатории, выставки - все это составные части масштабной работы, проводимой в Музее. Об истории Политехнического музея и его современной жизни читайте в материалах Главной темы номера. Благодарим Пресс-службу Политехнического музея за предоставленные иллюстрации, использованные при оформлении статей Главной темы.

298 Руб.

Журнал Знание-сила № 11. 2022

Журнал Знание-сила № 11. 2022

Пр-во:

Темная материя - странная субстанция. С одной стороны, космологи, астрофизики уверены, что она представляет 84,5% вещества во Вселенной, с другой, никто не может сказать, из чего она состоит. О ее присутствии судят лишь по косвенным признакам, но признают: без нее Вселенная была бы не просто другой - непригодной для возникновения жизни. Темная материя заслуживает большого разговора. Слишком многое о ней известно. И слишком многое неизвестно. В одну статью или интервью самое важное не уместить. Не случайно ей посвящена Главная тема нынешнего - ноябрьского номера. Наш собеседник Игорь Иванович Ткачев, российский астрофизик и специалист в области физики элементарных частиц, академик РАН, доктор физико-математических наук, заведующий отделом экспериментальной физики Института ядерных исследований РАН.?Ученый, непосредственно занятый выяснением вопроса: верна ли гипотеза о том, что частицами темной материи являются тяжелые нейтрино? (А это еще что за частицы?! Чем отличаются от обычных нейтрино? А еще какие есть гипотезы? А какая из них кажется наиболее правдоподобной? Вопросы, вопросы…) Обстоятельный разговор с академиком Ткачевым вел Игорь Харичев.

298 Руб.

Знание-сила. 2020. № 9

Знание-сила. 2020. № 9

Пр-во:

Пандемия коронавируса резко изменила нашу жизнь, лишив многих привычных возможностей, сделав затворниками в своих странах, городах, домах, квартирах. Но оказалось, что интернет и существующие благодаря ему социальные сети предоставили нам новые возможности, частично компенсировав утрату прежних. Работа на удалении и дистанционное общение намного шире вошли в нашу жизнь, стали столь же привычны, как маски с перчатками. Естественно, что есть понимание: пандемия когда-нибудь закончится. Через полгода или год, или даже два, но закончится. И вполне закономерно встал вопрос: как изменится наша жизнь после пандемии? Потому что она не может не измениться после тех серьезных потрясений, которые испытали практически все страны. Это и смерть большого числа людей, и огромный ущерб, который понесли отдельные экономики и мировая экономика в целом, и тот урон, который испытали культура, искусство. И тяжелые времена для миллионов людей, оставшихся без работы. Недостатка в прогнозах о недалеком будущем не было. Их делали ученые, журналисты, писатели, политики. В самом деле, что нас ожидает? Мир перейдет на полное дистанционное существование? Никаких физических контактов, все только по интернету. Но можно ли во всех сферах деятельности ограничиться дистанционным общением? А с искусством знакомиться по телевидению, обычному или через интернет. К примеру, известный театральный режиссер Марк Розовский считает, что театр не может существовать на удаленном общении со зрителем. Артисты должны видеть глаза зрителей, чувствовать реакцию зала. Только в таком взаимодействии может существовать театральное искусство, имеющее огромное число поклонников. А вот виртуальные экскурсии по музеям вполне могут заменить реальные. Хотя порой так приятно послушать экскурсовода вживую — есть среди них такие, которых слушаешь, не отрываясь, позабыв обо всем. Впрочем, их немного. Своя специфика и свои пределы есть у перехода на дистанционные формы в торговле, образовании, медицинском обслуживании, различных видах производства, у взаимодействия граждан и государства. Но есть и простое человеческое общение — родственников, друзей, знакомых. Неужели оно тоже сведется к обмену короткими сообщениями в социальных сетях? Или, в лучшем случае, к видеозвонку? Неужели поход в гости или встреча в кафе станут исключением? Причем, не потому, что запрещено, а потому, что не хочется. Отвыкли… Есть, есть над чем задуматься. Важно осмысление собственного опыта для каждого из нас. Все мы оказались перед выбором: согласиться с теми ограничениями, которые ввело государство на время карантина, или позволить себе послабления в обмен на риск заболеть. Многие нарушали карантин. Реже — из потребности спасти свое дело, чаще — из нежелания ограничивать себя. Каждый сам брал на себя ответственность за собственные решения — и опыт, положительный или отрицательный, станет влиять на наши решения в будущем. Редакция в рамках Главной темы дала возможность представителям самых разных профессий порассуждать о том мире, который ожидает нас после пандемии. Отдельный разговор об особом мире, создавшем нам нынешние проблемы — мире коронавирусов, который живет своей жизнью, эволюционируя, постоянно приспосабливаясь к нашему миру, к его изменениям. И неизменно присутствуя в нашей жизни. Завершение пандемии ничего в этом не изменит.

410 Руб.

Журнал Знание-сила, 2022 г. № 4

Журнал Знание-сила, 2022 г. № 4

Пр-во:

Для чего нам нужна философия? Положение философии в современном интеллектуальном пространстве довольно двусмысленно. С одной стороны, это респектабельная академическая дисциплина: существуют факультеты философии, исправно выпускающие дипломированных философов, защищаются диссертации, пишутся монографии и учебники, выходят профильные журналы, проводятся конференции… С другой - философы не ставят экспериментов (кроме разве что мысленных), ничего не измеряют, не анализируют базы данных, не отправляются в экспедиции - словом, не делают ничего такого, что в представлении наших современников должны делать ученые. Философы спорят друг с другом, критикуют своих предшественников и коллег, но вряд ли кто-нибудь сможет назвать хотя бы одну опровергнутую философскую концепцию. Так что постороннему человеку - и не только обывателю, но часто и ученому - трудно понять, чем занимается эта наука, как философы ведут свои исследования и ведут ли их вообще. Да и что могла бы исследовать философия? Все в этом мире, включая и самого человека, давно поделено между разными научными дисциплинами, на любое явление найдется своя наука со своими понятиями, методами и проблемами. Что же остается на долю философии? Можно ли вообще считать ее наукой - или это нечто иное? Главная тема этого номера - попытка ответить на эти вопросы, постараться увидеть реальное место древнейшего вида интеллектуальной деятельности в современном мире. Свое видение этих вопросов высказывают как профессиональные философы, так и те, кто, не занимаясь философией специально, так или иначе ощущают ее присутствие в сфере своих интересов. Их ответы не во всем совпадают друг с другом. Но сам предмет разговора таков, что не предполагает единственно верных решений и окончательных ответов.

496 Руб.

Журнал Знание-сила № 9. 2021

Журнал Знание-сила № 9. 2021

Пр-во:

Колыбель всего сущего Море… Манящее, зовущее вдаль, когда оно спокойно. Устрашающее, внушающее ужас и почтение, когда бушует шторм. Дающее пищу и одаряющее вдохновением. С древнейших времен человек поклонялся ему, воспевал его, приносил жертвы в тщетной попытке задобрить морских богов и обуздать морских чудищ, живущих в глубинах. То, чего мы не знаем, внушает нам страх. Только познав природу явлений, мы можем научиться противостоять им. Мировой океан занимает 71 процент поверхности Земли. Без него не было бы ни нас с вами, ни самой жизни на планете. По сути, наше существование обусловлено тем, что происходит в морях и океанах. Фраза про взмах крыльев бабочки приобретает буквальное значение - ведь от того, каким будет Эль-Ниньо у берегов Перу, зависит погода в наших широтах. Мы зависим от моря. Мировой океан определяет климат на планете. Морепродукты - существенная и неотъемлемая часть рациона людей. Самый дешевый вид межконтинентального торгового транспорта - морские перевозки. Изучение Мирового океана - один из приоритетов научного сообщества. При всей кажущейся доступности - попасть на море в той или иной точке Земли давно не проблема, и вот оно рядом, волны накатывают одна за одной, - человек до сих пор изучил едва ли 5% водного мира. Важность продолжения таких исследований очевидна. Морская романтика - шелест волн, соленый ветер, бескрайний простор, ощущение свободы. Не это ли манит, рождает поэтику, вдохновляет людей на воспевание моря? Изучить и понять, овладеть и воспеть - это то, что свойственно человеку в его стремлении познать окружающий мир, да и себя самого. Об изучении Мирового океана и о влиянии Океана на культуру читайте в Главной теме текущего номера.

478 Руб.

Журнал Знание - сила № 9. 2016

Журнал Знание - сила № 9. 2016

Пр-во:

Журнал "ЗНАНИЕ - СИЛА" - научно-популярное просветительское ежемесячное издание, ориентированное на самую широкую аудиторию. Выходит с января 1926 года. Журнал публикует материалы о достижениях в различных отраслях знаний, естественнонаучных и гуманитарных, от физики и астрономии до истории и социологии, рассказывает о проблемах науки, о путях развития научной мысли. Предпочтение отдается проблемным статьям. Журнал полезен школьникам, студентам, учителям, преподавателям. Журнал интересен всем, кто воспринимает науку и научное знание как действенный инструмент преодоления экономических и социальных проблем современности. Особенность журнала в том, что статьи для него пишут ученые по тематике своих исследований - это обеспечивает полную достоверность публикуемых материалов. При этом все статьи изложены понятным широкой аудитории языком.

299 Руб.

Журнал Знание-сила № 9. 2017

Журнал Знание-сила № 9. 2017

Пр-во:

Журнал "Знание-Сила", основанный в январе 1926 года как "Ежемесячный научно-популярный и приключенческий журнал для подростков", прошёл сложный путь развития. Прежде всего, он "взрослел", адресуясь к аудитории, во-первых, всё более зрелой, а во-вторых, всё более широкой. Так, сразу после войны, утратив "приключенческую" составляющую, он стал "научно-популярный журнал рабочей молодёжи". Ближе к началу 60-х в журнале начала расти доля гуманитарного знания, увеличивался интерес к человеку как проблеме. Пережив пик своей популярности в 60-80-е годы как журнал вольнодумной, по преимуществу гуманитарной интеллигенции, "Знание-Сила" сегодня по-прежнему мыслит себя как "мост между наукой и обществом". Основной своей задачей он видит разговор с думающими людьми всех возрастов и специальностей о новых тенденциях в науке и обществе, о связях между разными областями науки и мысли и главное - выявления человеческого смысла всякого знания.

410 Руб.

Товары для здоровья:

профессиональный электрический штопор electric corkscrew fid 002 vin bouquet | 100 гр мыло ручной работы лечебная грязь гиттин | подушка адамас сонечка овечья шерсть 70 70см чехол полиэстер сумка | medsleep одеяло всесезонное aries овечья шерсть цвет бежевый 220х240 см | лучшие методики очищения по болотову | печников василий николаевич создание web страниц и web сайтов самоучитель cd | амортизатор 481246648088 стиральной машины whirlpool 120n | набор титульных листов для портфолио дошкольника 8 листов фгос | набор для детского творчества гамма мультики 9 предметов в подарочной коробке | бэнкс алекс порселло ева graphql язык запросов для современных веб приложений | вейл э html5 разработка приложений для мобильных устройств | kerasys освежающий шампунь для лечения кожи головы 400 мл kerasys scalp care | kerasys шампунь для лечения кожи головы освежающий 400 мл kerasys scalp care | ucoz создаем свой сайт бесплатно и легко | html5 и css3 веб разработка по стандартам нового поколения | radio receiver 100khz 1 7ghz full band uv hf rtl sdr usb tuner rtlsdr usb dongle with rtl2832u r820t2 rtl sdr receiver | принадлежности для рисования ooly набор скетчбуков для рисования рыбки 2 шт | elton john elton john don t shoot me i m only the piano player limited colour 2 lp | mea набор розовая бабочка расческа гель для душа молочко для тела парфюмированный спрей для тела крем для рук | набор для рисования super mega art set 168 предметов | виниловые пластинки mercury elton john wonderful crazy night lp | детский набор для творчества набор юного художника набор для рисования 168 предметов | набор акриловых стержней для техники точечного рисования набор 8 шт 15 см | принадлежности для рисования ooly набор скетчбуков для рисования гонки драконов 2 шт | 168 шт компл набор масляных пастельных карандашей цветные карандаши маркеры акварельные ручки набор для рисования рождественский подар |

© sibhematology.ru 2014-2023. All Rights Reserved